+7(495) 374-84-67

c 9 до 21 часов (кроме вс)

Заказать обратный звонок

"Математику уже затем учить следует, 
что она ум в порядок приводит"

Ломоносов Михаил Васильевич,
великий русский ученый и
просветитель, чьим именем
был назван Московский
Государственный Университет 

 

 

МГУ им. Ломоносова

Репетиторы Москвы

«Репетитор должен стоить дорого»

Репетиторство в России существовало во все времена. В классической литературе создана целая галерея частных учителей — от глуповатых наставников фонвизинского Митрофанушки до Родиона Раскольникова и Евгения Базарова, зарабатывающих «благородным трудом» — частными уроками. Традицию не смогла сломить даже советская школа, пропагандирующая лозунг «Все ученики должны быть равны». На деле же всегда находились отстающие дети, которым занятия в классе впрок не шли, и, наоборот, ребята с опережающим развитием, которые хотели знать больше. Без дополнительных занятий ни тем ни другим было не обойтись. Сейчас институт репетиторства переживает нелегкие времена. Главные враги учителей — экономический кризис и ЕГЭ. В подробности «Часкор» посвятила репетитор по русскому языку кандидат педагогических наук Евгения Мартынова.

— В последние 10 лет на услуги репетиторов держался стабильный спрос, в их полку постоянно прибывало. Это было связано с особенностями рынка образования?

С середины 90-х в десятки раз увеличилось число людей, желающих получить высшее образование. Рабочие специальности вышли из моды, и все родители желали впихнуть свое чадо, даже если оно больше хотело жениться, чем учиться, в какой-нибудь вуз.

При этом разрыв между институтской и школьной программой был колоссальный. И чем авторитетней вуз, тем этот разрыв больше. Одна из причин заключалась в том, что институты быстро впитывали информацию из западных источников, в то время как школа менялась медленнее. Многие учителя просто не успевали скорректировать свои программы в ключе вновь открывшихся фактов. В результате поступить в вуз без дополнительных платных уроков было просто невозможно.

ЕГЭ был призван эту пропасть ликвидировать, насильственным образом уравняв требования школы и вуза. Необходимость в репетиторах, способных объяснить глубинные закономерности того или иного явления, разложить программу по полочкам, отпала. Стал расти спрос на тех, кто мог быстро и без труда научить решать тесты. На рынок хлынула масса шарлатанов, не имеющих не только педагогического, даже законченного высшего образования. Всё, что они умели, — с помощью решебников натаскать ученика на тесты. Причем услуги недоучек стоили значительно дешевле репетиторов, большая часть которых имеет научную степень.

— И что, репетиторы уходят с рынка?
— Я уверена, что нет. Не так давно в прессе появилась информация о том, что 24 вуза смогли отстоять свое право не зачислять абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ. Они сохранят контроль над приемной кампанией. Причем это не какие-нибудь захудалые вузы. В МГУ, СПбГУ, Высшую школу экономики, Юридическую академию по-прежнему не поступить без помощи репетиторов. На мой взгляд, это наиболее сокрушительный удар, нанесенный системе уравниловки, именуемой «Единый госэкзамен».

— А как насчет экономического кризиса? Цены на услуги репетиторов поползут вниз? Сколько стоит репетитор?
— Репетиторство — это ведь тоже рынок. Если нашим клиентам нечем платить, мы начнем снижать цены. Но незначительно. Понимаете, услуги домашнего учителя должны стоить дорого. Это закон, заложенный самой сутью профессии.

Во-первых, если ты платишь за занятия весомую сумму, ты сам заинтересован извлекать из них максимум. Если ребенок уже взрослый, он это поймет, если маленький — ему объяснят родители.

Во-вторых, репетитор должен хорошо получать, чтобы выглядеть в глазах ученика успешным человеком. Уже стало притчей во языцех, что дети не уважают нищих, вечно усталых школьных учителей. Оно и понятно. Настоящим наставником может стать только тот человек, глядя на которого появляется желание быть похожим на него. Это настоящий профессионал, который умеет применять свои знания не только в теории, но и на практике. Когда преподаватель экономики рассказывает, какие ошибки в бизнес-схемах допускают предприятия и как их избежать, а сам ходит в костюме 60 года выпуска и ездит в институт на метро — это абсурд.

— И всё же как понять, подходит ли репетитор или нет?
— Учитель должен уметь слушать, вести диалог, должен логично и доступно излагать сложнейший материал, постоянно пополнять багаж знаний, собирать новую информацию по своей области, осмысливать, перерабатывать ее.

Но лучший способ понять, подходит ли вам репетитор, — сходить на 2—3 занятия и посмотреть на результат. Если вы стали знать больше, значит учитель у вас замечательный.

"Часкор", Дарья Окунева, 12 декабря 2008 г.

 

 

03.10.10